Согласно ст. 38 действующей редакции Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" за отсутствие страхового полиса в ДНР предусмотрена административная ответственность. Отсутствие страхового полиса у водителя влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей. За управление транспортным средством водителем, который не вписан в страховой полис, или в непредусмотренный страховым полисом период предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
Действующая на территории ДНР страховая компания "ХАТХОР" получила лицензию на осуществление данного вида деятельности в апреле 2020 года. Сроки введения штрафов за отсутствие полиса ОСАГО неоднократно отодвигались. Последним из них стало 1 декабря 2020 года.
Вчера, 30 ноября, депутат Народного Совета ДНР Марина Жейнова отметила, что уже завтра полиция получит полное право штрафовать водителей за отсутствие полисов ОСАГО. Однако на деле все оказалось иначе.
Обсуждения темы обязательного страхования транспортных средств в социальных сетях последние дни набирают все больше комментариев. Ряд пользователей, которые внимательно изучили законодательство, замечают, что согласно пункту 3 статьи 14 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в перечне документов, необходимых для оформления страхового полиса, помимо заявления, паспорта, документа о регистрации транспортного средства и водительского удостоверения, необходимо подать документ о прохождении технического осмотра.
Согласно статьи 36 Закона «О дорожном движении», обязательный технический осмотр транспортных средств предусматривает проверку технического состояния транспортных средств на станциях технического обслуживания, прошедших соответствующую аттестацию в установленном Правительством ДНР порядке.
Однако при оформлении полиса ОСАГО документов о прохождении технического осмотра не требуют.
Пользователь социальной сети Мария в одном из обсуждений отметила, что в документах, заполняемых при оформлении страхового полиса, "внизу мелким шрифтом написано: Страховой полис не считается действительным без техосмотра".
В обсуждении данного вопроса один из пользователей выразил мнение, что штрафы его волнуют не так сильно. Его "больше интересует, как будет развиваться ситуация с выплатами в случае ДТП". Многие уверены, что добиться выплат от страховой не получится, поскольку из-за отсутствия техосмотра, страховку признают недействительной.
В статье 13 Закона о страховании отмечается, что страховщик вправе требовать возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая от лиц, у которых на момент наступления страхового случая истек срок действия талона о прохождении обязательного ТО. Так как при оформлении страхового полиса автомобили не проходят техосмотр, то возникает вопрос: будет ли страховая компания осуществлять выплаты в случае возникновения ДТП за счет своих средств или будут требовать осуществления выплат от виновника аварии? Однако можно ли считать виноватым водителя, не имеющего техосмотра, если страховая оформляет полис без нее, несмотря на требование действующего законодательства?
Автовладельцы отмечают, что сегодня, 1 декабря, сотрудники ГАИ их либо не останавливали, либо при остановке проверяли документы, но про страховку не спрашивали. Ряд пользователей утверждает, что даже автомобили сотрудников Госавтоинспекции пока не застрахованы.
Девушка Анна в своем комментарии отмечает, что звонила на горячую линию по вопросу штрафов за отсутствие страховки с 1 декабря 2020 года и там ей ответили, что "ни о каких штрафах не было речи" и даже посоветовали если по данному вопросу сотрудник ГАИ "остановит, то звонить на горячую линию".
Еще больше вопросов вызывает оформление страхового полиса у граждан, автомобиль которых зарегистрирован на территории другого государства. Им при оформлении страховки необходимо указывать персональные данные владельца автомобиля.
Возникает вопрос: смогут ли граждане, которые не являются владельцами авто, а пользуются им по доверенности, выписанной в другом государстве, в случае ДТП получить выплаты? Или денежная компенсация будет выплачиваться только на имя владельца автомобиля? В таком случае, даже если владелец авто из другого государства передаст свои персональные данные для оформления страхового полиса, он не сможет въехать в ДНР для оформления выплат при попадании автомобиля в аварию из-за того, что в въезд в Республику для граждан, не имеющих прописки в ДНР без разрешения Межведомственного оперативного штаба запрещен.
Кроме того, стоимость оформления страхового полиса для автомобилей, временно зарегистрированных на территории ДНР, практически в два раза превышает стоимость оформления страховки для машин на постоянном учете в Республике. По словам депутата Народного Совета ДНР Марины Жейновой, повышенная стоимость оформления ОСАГО для владельцев транспортных средств, которые не закончили процедуру растаможивания автомобиля, объясняется тем, что, по сути, они не являются собственниками транспортного средства.
Помимо этого, автовладельцев интересует, по какой причине в ДНР зарегистрирована только одна страховая компания. Многие жалуются, что им "не предоставили альтернативу и вынуждают страховать автомобиль на условиях, которые на правах монополиста выдвигает существующая страховая компания".