В донецкой школе рассказали о плюсах и минусах дистанционки

Как организовать дистанционное обучение дома, рассказали учитель начальных классов и педагог-психолог одной из донецких школ

Педагоги и психологи уверены, что дистанционное обучение может длиться без ущерба знаниям и психике детей не больше месяца

Как организовать дистанционное обучение дома, рассказали учитель начальных классов и педагог-психолог одной из донецких школ
Школьники уже не удивятся возвращению дистанционки

Дистанционное обучение впервые было введено в школах ДНР в марте прошлого года. И стало шоком и для детей, и для учителей, и для родителей. Как учить, если не у всех есть дома интернет, стационарные компьютеры, ноутбуки, а смартфоны – только у родителей, которые на работе? А ребенок дома один, и ему даже выйти на улицу нельзя, потому что детям до 14 лет разрешено выходить только с родителями? Эти вопросы эмоционально обсуждались в родительских чатах и на форумах, а учителя действовали по принципу «спасайся, кто как может!». 

Спасли всех летние каникулы. Но призрак «дистанционки» продолжает подбираться к школам Донецкой республики. Пока что детей досрочно отправили на каникулы. Но все чаще звучат предположения, что каникулы снова плавно перейдут в дистанционное обучение, как это было в 4 четверти минувшего учебного года.

«МК-Донбасс» заглянул в одну из донецких школ и обсудил с учителем начальных классов и школьным психологом влияние «дистанционки» на настроение и знания детей. 

Мнение педагога

Учитель начальных классов Дарья Валерьевна Лебедева говорит, что дистанционное обучение не стало для нее новшеством.

«Мы проходили этот урок в 14 году. У нас учились дети из отдаленных обстреливаемых районов, которые не могли приехать в школу и выполняли задания дистанционно. Тогда было еще хуже, были перебои с интернетом. Мы за 2014-2015 учебный год несколько раз переходили на дистанционку», - говорит учитель. 

- С каким настроением пришли дети в школу 1 сентября после почти полугодового перерыва?

- Тяжело им было! Тяжело собираться с мыслями, приходить в себя. У дистанционного обучения есть как положительные, так и отрицательные стороны. 

- При отрицательные знаем. А какие плюсы у дистанционки?

- Плюсы в том, что ребенок знакомился с техникой, самостоятельно делал какие-то проекты. И, конечно, то, что родители помогали, стали ближе к детям, уделяли им больше внимания. 

Еще один большой плюс дистанционки в том, что сразу видны слабые стороны школьника. Когда он сам выполняет каждое задание, сразу видно, где он чего-то не знает или не доучил. 

А отрицательные стороны для учителей – это, прежде всего, то, что мы не можем проконтролировать процесс. Когда ты ведешь урок в классе, ты видишь глаза детей. А это самое главное! По глазам понятно, усвоили дети материал или нет, на чем нужно остановиться, что повторить еще раз. Еще нам очень много пришлось проверять, ведь родители присылали классные и домашние работы в электронном виде в любое удобное для себя время - и днем, и ночью. Сложно исправлять ошибки в сфотографированных тетрадках. Если я видела, что ошибка повторяется многократно, приходилось звонить и объяснять. Дети сами звонили и задавали вопросы.

- Насколько сильно пострадал уровень знаний у детей?

- Пострадал. Пять месяцев – это большой промежуток. Но нас спасло то, в четвертой четверти, которая пришлась на период дистанционного обучения, по программе идет повторение старого материала. За весь период у детей было совсем немного новых тем. Это их спасло в какой-то мере. 

- Дайте совет, как родителям организовать учебный процесс дома, если нас снова переведут на дистанционное обучение?

- Не давать ребенку спать утром до 11, а делать все так, как в школе. Ставить будильник, вставать рано, умываться, завтракать и садиться за уроки. К вечеру продуктивность у любого человека падает, поэтому не нужно откладывать уроки на вечер. Сделал классную работу – погулял, отдохнул, а через время сел за домашнюю. 

- Сколько, на ваш взгляд, может продолжаться дистанционное обучение, чтобы не нанести ущерба знаниям?

- Недолго. Месяц, максимум полтора. Но опять же, все зависит от ребенка и от его родителей. Насколько они смогут организовать учебный процесс дома и придерживаться его. Но не более двух месяцев. Потом будет очень тяжело все восстанавливать!

Мнение психолога

С прогнозами учителя полностью солидарна школьный педагог-психолог Оксана Александровна Швыдкая. По ее мнению, длительное нахождение вне коллектива, вне привычной среды сильно травмирует чуткую детскую психику. И максимальная длительность дистанционки – не более месяца. Далее следуют сложности с адаптацией к школе, учителям и проблемы в семейных взаимоотношениях.

- Дети с удовольствием пришли в школу, они счастливы! – говорит психолог Оксана Швыдкая. - Но им тяжело. Им нужно больше времени на адаптацию, чем если бы они вышли просто после летних каникул. Если брать старшие классы – от 8-го и выше, то за месяц учебы дети уже вошли в привычное русло без проблем. Если брать классы помладше, то складывается ощущение, что они вернулись на год назад. У них сейчас идет настоящая классическая адаптация. 

- В чем это проявляется?

- Их очень трудно усадить на место. Они не могут приспособиться к нормам поведения в школе. Им трудно реагировать на требования учителя. Они практически его не слышат, поскольку бесконечно между собой общаются. 

- Как родителям помочь ребенку пережить дистанционное обучение и домашнюю изоляцию?

- При организации дистанционного обучения очень важно учитывать возраст ребенка. Потому что их потребности напрямую зависят от возраста. 

С 7 и до 12 лет самое главное в их жизни – это деятельность, приобретение новых знаний. В этот период формируются навыки. Ребенок должен проявить себя, почувствовать свою значимость и восторг окружающих по поводу того, что он в чем-то лучше всех. Кто-то хорошо рисует, лепит, танцует, готовит еду – все это должно находить отклик. И когда ребенок находится длительное время дома, и кружки и секции не работают, нужно искать занятия помимо уроков. Самое главное, что важно запомнить родителям: если ребенок проявляет интерес к какой-то деятельности, это нужно поддерживать, поощрять. Если этого не делать, будут проблемы: ребенок начнет бунтовать. Поэтому в этом возрасте очень важно найти обратную связь. 

С 12 до 16 лет – это совсем другой возраст. На первом месте у них общение со сверстниками, а учеба уходит на второй план. Это правильно, так и должно быть. Спросите у любого 8-классника, зачем он 1 сентября пришел в школу? Он ответит: к друзьям! На дистанционке у них остается только один вариант общения – через соцсети. Да, мы понимаем, что это не очень хорошо, и, может быть, даже опасно. Но запрещать это нельзя! Когда нет альтернативы, пусть лучше общаются так, чем никак. Чем опасно для такого возраста отсутствие общения со сверстниками? Растягивается период взросления. Ребенок не повзрослеет в 16, он будет все время возвращаться в то время, где он «не наобщался». Поэтому выход один: соцсети разрешить, но контролировать. 

- Кому сложнее на дистанционке – младшеклассникам или детям постарше?

- Ученикам начальной школы значительно сложнее. Встать утром и начать уроки в 8.30 – это может далеко не каждый. Единицы детей способны на такой поступок. Опять же, им часто нужна помощь в объяснении новых тем. У старшеклассников уже должна присутствовать мотивация, заложенная в начальной школе. А она должна быть положительной. Ребенку нельзя говорить: «Вот будешь плохо учиться, станешь дворником!» Нужно говорить: «Будешь хорошо учиться, станешь бизнесменом, политиком, врачом!». И тогда не придется стоять над ребенком с кнутом. 

- Как дети относятся к возможному возвращению дистанционки?

- Они однозначно этого не хотят. Говорят, что снова будут больше задавать. И надеются на то, что будут организованы уроки онлайн. Но, к сожалению, не все учителя смогут это обеспечить. Не все разбираются в технике, да и не у всех она есть. Но если хотя бы некоторые предметы удастся так изучать, то уже здорово. 

- На какое время можно лишить ребенка школы и общения, чтобы это прошло без вреда для его психики?

- Это очень индивидуально. Сама по себе изоляция – это большой стресс для любой семьи. Человек так устроен, что в условиях стресса у него включается режим самосохранения. Он начинает думать только о себе и, грубо говоря, становится эгоистом. Из-за этого начинаются конфликты в семье. И многое зависит от мамы и папы. Если они научатся отслеживать в себе это состояние и понимать его, то уровень стресса снизится. Если нет, то ребенок не сможет без вреда для себя пробыть в такой обстановке и месяца. 

 

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру